|
Леонардо - изобретатель
Леонардо да Винчи вошёл в историю прежде
всего как гениальный художник эпохи
Возрождения. Но великий итальянец
интересовался практически всеми видами
искусства и отраслями знаний, как
древними, так и возникшими недавно.
Помимо произведений живописи он оставил
весьма любопытные труды, оказавшиеся
полезными для геологии и анатомии,
математики и механики. Современники же
почитали его не только как художника, но
и как инженера.
И всё же техническое творчество
Леонардо при его жизни было известно
далеко не полностью. Оно получило
достойную оценку лишь по прошествии
веков, когда историки обнаружили и
опубликовали рукописи, которые автор
зашифровал и спрятал.
Их анализ показал, что главным делом
мастера были технические науки. В 1482г.,
желая перебраться в Милан, Леонардо в
длинном письме перечислил всё то, чем он
сумеет помочь этому городу в войне
против государства Феррара (Северная
Италия). Учёный упоминает о постройке
"очень лёгких и крепких мостов,
которые можно без всякого труда
переносить и при помощи которых можно
преследовать неприятеля, а иногда и
бежать от него", о средствах ""жечь
и рушить мосты неприятелю", о способах
"отводить воду из рвов" в случае
осады, о пушках бомбардах, "которые
кидают мелкие камни, словно буря, и
наводят великий страх на неприятеля".
Полное перечисление всех изобретений и
приспособлений, известных Леонардо,
заняло бы целый том. По стилю его труды
напоминают средневековые инженерные
книги. В них много рисунков, часто не
связанных друг с другом, они
сопровождаются пояснительными текстами.
Всего до нас дошло свыше 6тыс. рукописных
страниц. Этот обширный материал
разделён на кодексы - по темам, указаниям
самого учёного, а иногда просто в
зависимости от обстоятельств, при
которых рукописи были обнаружены. Так
самый большой кодекс, насчитывающий
около 1000 страниц, собран скульптором
Помпео Леони (1533-1608).За свой объём он
получил название "Кодекс атлантикус",
в честь древнегреческого титана Атланта.
Отдельные части "Атлантикуса",
написанные между1492 и 1499гг,
свидетельствуют о том,что учёный сделал
поистине революционный шаг в технике: он
создал теоретические основы инженерной
практики т.е., по сути, превратил
инженерное дело теоретическую
дисциплину. Кроме того, Леонардо да
Винчи пришёл к различению понятий
машины и её элементов - механизмов и
деталей - и классифицировал известные
тогда кулачковые механизмы, винтовые
передачи, разнообразные зубчатые
зацепления.
Гениальный мыслитель считал науку
высшей формой знания и отмечал, что "никакое
человеческое знание нельзя считать
наукой, если оно не располагает
математическими доказательствами". И
потому стремился найти математические
закономерности и в теории механизмов, и
в живописи, и в архитектуре.
[ Главная ]
|