ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | МАРСИЛИО ФИЧИНО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (1433-99), итальянский философ-неоплатоник, глава флорентийской Академии платоновской. Перевел на латинский язык сочинения Платона, Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик», сделав их достоянием европейской философии 15-16 вв. *
* * ФИЧИНО
(Ficino) Марсилио (19 октября 1433, Фильине (?) —
1 октября 1499, Флоренция), итальянский
гуманист и философ-неоплатоник. Образование
Фичино получил в университете Флоренции.
Чтобы читать Платона в подлиннике, он
изучил греческий язык. Козимо Медичи,
банкир и фактический правитель
Флоренции, обратил внимание на Фичино и
покровительствовал ему. В 1462 он подарил
Фичино имение неподалеку от своего
собственного, а также греческие
рукописи произведений Платона и
некоторых других древних авторов. Около
1462 Фичино перевел с греческого на латынь
«Гимны» и «Аргонавтики» — сочинения,
автором которых традиция считала
легендарного поэта древности Орфея.
Затем взялся за цикл гностических
трактатов, известных под общим
названием «Поймандр» (1471) и
приписываемых Гермесу Трисмегисту.
Только после этого Фичино в 1463 приступил
к диалогам Платона, творчество которого
он рассматривал как важнейшее звено в
развитии «благочестивой философии»,
восходящей в своих истоках к самым
отдаленным временам. Фичино начал с тех
представителей «древнего богословия»,
кто, по преданию, одними из первых
сообщили людям сокровенные
божественные тайны, прикрывая их
поэтическими образами, философскими
притчами и т. п. Перевод
всех сочинений Платона на латынь и
краткие пояснения к ним Фичино завершил
в 1468. Тогда же он приступил к
комментированию некоторых платоновских
диалогов. В 1469-74 Фичино создал свое
главное произведение — фундаментальный
трактат «Платоновское богословие о
бессмертии душ» (1482) с целью «показать во
всем созвучие платоновских мыслей с
Божественным законом», согласовать и
примирить древнюю языческую мудрость с
христианством. В трактате «О
христианской религии» (1474) Фичино как бы
возобновлял традицию раннехристианской
апологетики. Деятельность
Фичино вызвала живейший интерес в
обществе. Вокруг него начала
складываться группа единомышленников,
своего рода вольное ученое братство,
получившее известность под именем
Платоновской академии. Она не имела
устава и фиксированного членства, в ее
деятельности принимали участие люди
самого разного звания и рода занятий:
именитые патриции, купцы, дипломаты,
должностные лица государства,
священнослужители, врачи,
университетские профессора, гуманисты,
богословы, поэты, художники. В
1484 Фичино опубликовал свои переводы
Платона, в 1489 — собственный медико-астрологический
трактат «О жизни». Продолжая
исследовать дальнейшую традицию «благочестивой
философии», Фичино с 1484 переводит и
комментирует «Эннеады» Плотина (изданы
в 1492). В это же время Фичино перевел
сочинения Порфирия, Ямвлиха, Прокла,
Псевдо-Дионисия Ареопагита, Афинагора,
Синезия, Михаила Пселла. В 1492 он написал
трактат «О солнце и свете» (1493), а в 1494
завершил обширные толкования к
нескольким диалогам Платона. В 1495 Фичино
издал двенадцать книг своих «Посланий».
Умер Фичино за комментированием «Послания
к римлянам» апостола Павла. Идеи
Фичино оказали сильное влияние на
богословскую и гуманистическую мысль,
на художественную культуру Возрождения
конца 15-16 вв. [ Главная ] |