ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | РАБЛЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
РАБЛЕ
(Rabelais) Франсуа (1494-1553), французский
писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и
Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 —
опубликована 1564) — энциклопедический
памятник культуры французского
Возрождения. Отвергая средневековый
аскетизм, ограничение духовной свободы,
ханжество и предрассудки, Рабле
раскрывает в гротескных образах своих
героев, навеянных фольклором (великаны
Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель
Панург), гуманистические идеалы своего
времени. *
* * РАБЛЕ
(Rabelais) Франсуа [ок. 1494, пров. Пуату – 9
апреля 1553 (общепринятая возможная дата),
Париж], французский писатель, гуманист. Биография Рабле
родился в семье зажиточного
землевладельца из Турени. Около 1510 он
стал послушником во францисканском
монастыре и в 1521 принес обеты. В 1524 у него
конфисковали греческие книги: в эпоху
широкого распространения
протестантизма ортодоксальные
богословы с подозрением относились к
этому «еретическому» языку, который
давал возможность самостоятельно
толковать Новый Завет. Рабле пришлось
перебраться к более терпимым
бенедиктинцам, однако в 1530 он сложил с
себя сан и отправился изучать медицину в
Монпелье, где в 1532 издал труды
знаменитых античных врачевателей
Гиппократа и Галена. Здесь же он прижил
от некой вдовы двоих детей, которые в 1540
были узаконены эдиктом папы Павла IV. В 1536
ему было разрешено стать светским
священником и заняться врачебной
практикой. В 1537 Рабле стал доктором
медицины и с успехом читал лекции в
университете Монпелье. Он состоял
личным доктором при кардинале Жане дю
Белле, которого дважды сопровождал в Рим.
Всю жизнь Рабле пользовался
покровительством как влиятельных
политических деятелей (Гийом дю Белле,
Маргарита Наваррская), так и
высокопоставленных либеральных
священнослужителей. Это обстоятельство
избавило его от многих неприятностей,
связанных с публикацией романа. «Гаргантюа
и Пантагрюэль» Свое
подлинное призвание Рабле обнаружил в
1532: в подражание «народной книге о
Гаргантюа» он издал ее «продолжение»
под названием «Пантагрюэль, король
дипсодов, показанный в его доподлинном
виде, со всеми его ужасающими деяниями и
подвигами, сочинение покойного магистра
Алькофрибаса, извлекателя
квинтэссенции». Псевдоним Алькофрибас
Назье представлял собой анаграмму,
сложенную из тех букв, которые
составляют имя и фамилию Франсуа Рабле.
Сорбонна осудила книгу за
непристойность, но публика встретила
новое повествование о великанах с
восторгом, и в 1534 Рабле выпустил «книгу,
полную пантагрюэлизма»: это была «Повесть
о преужасной жизни великого Гаргантюа,
отца Пантагрюэля, некогда сочиненная
магистром Алькофрибасом Назье,
извлекателем квинтэссенции». Вторая
книга логично встала на первое место,
поскольку Гаргантюа являлся отцом
Пантагрюэля. Третью книгу, подписанную
уже собственным именем, Рабле издал в 1546.
Сорбонна немедленно осудила ее за ересь,
и автору пришлось какое-то время
скрываться от преследований. В 1548 Рабле
опубликовал еще не завершенную
четвертую книгу, которая вышла
полностью в 1552. На сей раз вслед за
осуждением Сорбонны появился запрет
парламента, однако влиятельным друзьям
Рабле удалось замять дело. Пятая,
последняя книга, вышла уже посмертно, в
1564 году. Большинство исследователей
оспаривает ее принадлежность Рабле:
скорее всего, кто-то из учеников
завершил сюжетную линию по его записям. В
первых двух книгах Рабле создает «смеховой
дублет» рыцарского романа: приводит
подробную (пародийную) генеалогию своих
великанов, рассказывает об их
необыкновенном рождении, описывает их
поразительные способности и
совершенные ими неслыханные подвиги.
Гаргантюа и Пантагрюэль отличаются
невероятной телесной мощью и
фантастическим (позднее сказали бы «раблезианским»)
обжорством. Вместе с тем они мудрые
правители, которые заботятся о благе
своих подданных, — Рабле создает здесь
гуманистический идеал христианского
принца. Победоносная война против
захватчиков завершается созданием
Телемского аббатства – идеального
сообщества свободных и красивых людей. В
третьей книге Рабле выходит за рамки
привычного для публики сюжета о
великанах: Пантагрюэль предстает
стоиком и мудрецом, а его друг Панург –
прежде умный и циничный пройдоха –
превращается в эгоистичного и
доверчивого глупца, озабоченного
вопросом женитьбы. Пантагрюэлисты
отправляются за ответом к Оракулу
Божественной Бутылки – это путешествие
составляет две последние книги романа. Ренессансные
идеалы и народная смеховая культура Роман
Рабле представляет собой подлинную «энциклопедию
смеха», в которой присутствуют все формы
комизма. Современный читатель легче
всего опознает сатирическое осмеяние:
так изображаются, например, феодальные
владыки — Пикрохол и Анарх, которых
побеждают соответственно Гаргантюа и
Пантагрюэль. Пикрохол являет собой тип
безудержно хвастливого фанфарона: на
военном совете он собирается завоевать
Европу и Азию, стать императором
Трапезундским, построить вновь Храм
Соломона, перебить всех турок и т. д.
Сатирически описывается и
средневековое схоластическое
воспитание, которому противопоставлена
гуманистическая система развития
физических и умственных способностей
человека. Одновременно
в романе присутствуют более сложные для
восприятия исторические формы комизма
– средневековые и ренессансные. Нам
трудно оценить тонкую иронию эрудита 16
века, поскольку давно перестал
существовать сам объект насмешки, тогда
как аудитория Рабле, несомненно,
наслаждалась описанием библиотеки св.
Виктора, где пародийно (и зачастую
непристойно) обыгрывались названия
многих средневековых трактатов: «Жердь
спасения», «Гульфик права», «Искусство
благопристойно пукать в обществе», «О
превосходных качествах требухи» и т. д.
Средневековые формы комизма прежде
всего связаны с народной смеховой
культурой. Одновременно в романе
присутствуют и такие формы комизма,
которые можно назвать «абсолютными» —
они вызывают смех в любую эпоху. В
частности, к ним относится все, что имеет
отношение к физиологии человека –
неизменной на протяжении тысячелетий.
Но отношение к физиологическим
отправлениям меняется: если в рамках
народной смеховой культуры «образы
материально-телесного низа» (определение
М. М. Бахтина) воспринимались как
амбивалентные (вызывали смех, который «хоронит
и возрождает»), то в Новое время они
перешли в сферу «низкого» комизма.
Многие шутки Панурга по-прежнему
остаются смешными, но их зачастую
невозможно пересказать и даже точно
перевести с использованием тех слов,
которые безбоязненно употреблял Рабле. [ Главная ]
|