ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | Я.ВАН ЭЙК | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ЭЙК
(Ван Эйк) (Eyck) Ян (ок. 1390, Маасейк, близ
Маастрихта, ныне в Бельгии — 1441, Брюгге),
нидерландский художник. Один из
основоположников искусства Северного
Возрождения. Биографические
вехи Учился,
возможно, у старшего брата Губерта (последнему
принято было приписывать часть
художественного наследия Яна; эта
проблема — и даже степень их родства —
до сих пор остается нерешенной). Работал
придворным живописцем великого герцога
Иоанна Баварского в Гааге (1422-25), а с 1425 —
в Лилле и Брюгге при дворе герцога
Бургундского Филиппа III Доброго. Как
доверенное лицо герцога ездил в 1427 в
Испанию для переговоров о женитьбе
Филиппа на инфанте Изабелле; вторая
аналогичная поездка Яна (в 1428-29, теперь
уже касательно бракосочетания герцога с
другой инфантой, Изабеллой Испанской)
оказалась более удачной. В 1430
обосновался в Брюгге. Гентский
алтарь В
1432 Ян Ван Эйк завершил свое самое
значительное произведение,
ознаменовавшее наступление новой эпохи
в живописи Нидерландов, —
монументальный многочастный алтарь для
одной из капелл собора св. Бавона в Генте
(до сих пор хранится там же). На 26 панелях
художник с удивительным правдоподобием
и в то же время поэтически проникновенно
воплотил современные ему представления
о мире земном и небесном. В верхнем ярусе
внешней части алтаря представлено
Благовещение, в нижнем — фигуры двух
Иоаннов, Крестителя и Евангелиста,
написанные в технике гризайль, а также
портретные образы заказчика, гентского
бюргера Иосса Вейдта и его супруги.
Колорит внешних створок достаточно
сдержан, но залитые светом просторные
покои Девы Марии в сцене Благовещения —
с солнечным городским пейзажем за окном
— внушают чувство приближающегося чуда. По
праздникам створки алтаря
распахивались, и перед собравшимися в
церкви открывалось сияющее красками
лучезарное зрелище. Масляная живопись,
освоенная в Нидерландах в этот период (Яну
Ван Эйку даже приписывалось ее
изобретение), раскрыла здесь свои
выразительные возможности в полном
блеске: сквозь тонкие прозрачные слои
красок проступает более светлый
подмалевок, что позволяет добиться
необычайной глубины и светосилы цвета,
эффекта драгоценного мерцания красок. Центр
верхнего внутреннего яруса занимает
торжественно-величавый образ Бога Отца,
благословляющего все сущее. По сторонам
— Богоматерь и Иоанн Креститель, далее
— музицирующие ангелы. Роскошные
одеяния, усыпанные драгоценными камнями,
создают впечатление райского
великолепия, которое внезапно и
драматически прерывается по краям
обнаженными, натуралистически
угловатыми фигурами Адама и Евы. В
середине нижнего яруса — самая большая
композиция алтаря — сцена многолюдного
поклонения жертвенному агнцу,
символизирующему Христа; действие
разворачивается на высоком плато, в
земном раю, где северная флора
непринужденно сочетается с южной —
пальмами и апельсиновыми деревьями,
позади же расстилаются пейзажные дали.
Таким образом, центральному символу
божественного Искупления поклоняются
не только сонмы праведников, но как бы
вся земля, что подчеркнуто, с одной
стороны, космической масштабностью
природы, а с другой — ювелирной
выписанностью деталей (таких, как цветок
ландыша или отражение окна на
драгоценной броши). Другие
произведения Тот
же мистический реализм, гармонично
сочетающийся с восхищением предметной
красотой материального мира, свойствен
и другим произведениям художника — в
первую очередь «Мадонне канцлера Ролена»
(Лувр, Париж) и «Мадонне каноника ван дер
Пале» (Муниципальная художественная
галерея, Брюгге); обе — около 1436. Во всех
своих религиозных композициях (в том
числе в, вероятно, несколько более
раннем «Благовещении» (Метрополитен-Музей,
Нью-Йорк) мастер виртуозно пользуется
принципом «скрытого символизма»,
сочетая богословские аллегории с
безукоризненной верностью натуре. «Портрет
супругов Арнольфини» Образы
заказчиков, например, престарелого ван
дер Пале, свидетельствуют и о выдающемся
даровании портретиста — Ян Ван Эйк
явился одним из первых в Европе мастеров
портрета, выделив его в самостоятельный
жанр. В этих погрудных композициях
центром внимания является лицо,
выступающее на темном фоне, — внешне
бесстрастное, оно тонко передает
богатство внутренней жизни. Среди
лучших работ такого рода так называемый
«Тимофей» (1432), «Человек в красном
головном уборе» (1433; оба — в
Национальной галерее, Лондон), а также
портрет жены художника Маргареты Ван
Эйк (1439, Муниципальная художественная
галерея, Брюгге). Наиболее знаменит
портрет супружеской четы, который
традиционно принято считать
изображением итальянского купца Дж.
Арнольфини и его жены Дж. Ченами (1434,
Национальная галерея, Лондон). Супруги
представлены в момент заключения
брачного договора в рост в домашнем
интерьере. Сосредоточенная серьезность
жестов и поз, само пространство,
насыщенное символическими деталями,
воплощают идею семьи как «малой церкви»,
полной покоя и доброты. [ Главная
] |