Флоренция – музей
под открытым небом. Кажется, что духом
искусства пропитан даже здешний воздух.
Он собирается где-то высоко на горе
Монтальбано и спускается вниз,
устремляясь по узким улочкам города,
просачиваясь в тенистые сады Медичи и
плотным кольцом смыкаясь над куполом
Брунеллески.
Одна
из главных достопремичательностей
Флоренции - дуомо, кафедральный
собор Санта-Мария дель Фьоре, что
переводится как Святая Мария цветов.
Название это неудивительно, ведь и
имя самой Флоренции означает "цветущая".
Собор
был заложен в 1296 г., когда стало ясно,
что стоявшая здесь церковь Санта-Репарата
стало слишком тесной для быстро
растущего торгового города. Понятно,
что проект нового собора был весьма
дорогостоящим, но все же городские
власти и процветающие гильдии
суконщиков и ткачей решили взять на
себя расходы. Строительство
оказалось не только дорогим, но и
очень долгим. После смерти главного
архитектора Дуомо Арнольфо ди
Камбио работы были приостановлены
почти на тридцать лет. А затем был
назначен новый архитектор - великий
итальянский художник Джотто. Но
Джотто сосредоточил все свои силы
на колокольне - кампанилле, которая
безусловно получилась очень
красивой, но все же не могла
заменить собор целиком.
Вскоре
главный архитектор снова сменился,
и собор более чем через сто лет с
момента основания был почти
достроен. Но в этом "почти" и
заключалась главная загвоздка. У
здания не было купола, и построить
его казалось невозможным. Тем более
что городские власти, несколько
утомленные этим долгостроем,
отказались финансировать
возведение деревянных лесов и
подмостков для работы строителей. И
тут на сцене появился архитектор Филиппо
Брунеллески, который пообещал
соответственным образом увенчать
дуомо, причем без необходимости
возведения строительных лесов. Надо
сказать, что многие не верили
Брунеллески и сомневались, что
такое вообще возможно. Однако заказ
на купол он все-таки получил. И
начиная с 1420 г. на протяжении
пятнадцати лет вся Флоренция с
изумлением следила за возведением
гигантского купола. Брунеллески не
посвящал никого в тайну своего
проекта, который оказался гениально
прост. Он выстроил два купола - один
внутренний из сложенного елочкой
кирпича, который и был несущей
конструкцией, и другой - внешний,
опирающийся на внутренний.
Результат получился ошеломляющим.
Микеланджело сказал о нем, что очень
трудно сделать так же и невозможно
сделать лучше. После такого
потрясающего успеха Брунеллески,
естественно, предложили и дальше
работать над созданием собора. Чем
он и занимался до самой смерти.
Но
собор Санта-Мария дель Фьоре - не
единственное детище Брунеллески во
Флоренции. Можно сказать, что своим
архитектурным обликом Флоренция во
многом обязана именно этому
архитектору. Еще одно его творение -
прекрасная церковь Сан-Лоренцо. Но
тут Брунеллески, надо сказать, не
дали развернуться. Он хотел создать
замечательный городской ансамбль и
очистить площадь вокруг Сан-Лоренцо
от торговцев, а заодно снести дома
местных жителей, чтобы не закрывали
обзор великолепного храма. Но
жители больше ценили комфорт, чем
красоту, и отказываться от своих
жилищ не собирались. К тому же за них
вступился Козимо Старший -
негласный властитель Флоренции, и
Брунеллески пришлось отказаться от
своих грандиозных планов.
Подобная же неудача постигла его
при строительстве собора Санто-Спирито.
Здесь горожане также отказались
поступиться удобством ради красоты
Флоренции. И проект, согласно
которому Санто-Спирито должен был
выходить на набережную Арно, чтобы
им восхищались все, приплывающие
сюда из других городов, так и не был
до конца осуществлен. Брунеллески
не успел закончить Санто-Спирито -
он скончался.
Зато
Воспитательный дом на площади
Сантиссима Аннунциата удалось
сделать именно так, как хотелось
архитектору. Вся площадь
представляет единый ансамбль.
Знатоки и ценители архитектуры
Возрождения не устают ею
восхищаться и называют первым
памятником нового стиля, где все
дышит красотой, гармонией и покоем.
Все так, но не надо забывать о
предназначении Воспитательного
дома. Он был приютом для детей-сирот.
Здесь жили дети, а также монахини,
ухаживавшие за сиротами, няньки,
прачки и прочая обслуга. На помосте
детей выставляли на всеобщее
обозрение. И если какой-то сиротка
кому приглянется, его можно было
забрать и усыновить. Об этой благой
цели, для которой строится
Воспитательный дом, Брунеллески как-то
не подумал. Он создал здание,
которое попало в учебники по
истории архитектуры, но которое
пришлось полностью перестраивать
внутри. Потому что проект
Брунеллески не предполагал ни
помещений для стирки и сушки белья,
ни комнат для нянек, ни даже
собственно комнат для детей.
Зная то, что мы знаем о Брунеллески,
удивляться не приходится. Он всегда
стремился поставить гармонию выше
сиюминутных человеческих нужд. Это
был архитектор, который возводил
здания не для людей, а для вечности,
забывая о том, что в домах все-таки
живут люди.