ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | МИКЕЛАНДЖЕЛО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475-1564),
итальянский скульптор, живописец,
архитектор, поэт. С наибольшей силой
выразил глубоко человечные, полные
героического пафоса идеалы Высокого
Возрождения, а также трагическое
ощущение кризиса гуманистического
миропонимания в период Позднего
Возрождения. Монументальность,
пластичность и драматизм образов,
преклонение перед человеческой
красотой проявились уже в ранних
произведениях («Оплакивание Христа», ок.
1497-98; «Давид», 1501-04; картон «Битва при
Кашине», 1504-06). Роспись свода Сикстинской
капеллы в Ватикане (1508-12), статуя «Моисей»
(1515-16) утверждают физическую и духовную
красоту человека, его безграничные
творческие возможности. Трагические
ноты, вызванные кризисом ренессансных
идеалов, звучат в ансамбле Новой
сакристии церкви Сан-Лоренцо во
Флоренции (1520-34), во фреске «Страшный суд»
(1536-41) на алтарной стене Сикстинской
капеллы, в поздних вариантах «Оплакивания
Христа» (ок. 1550-55) и др. В архитектуре
Микеланджело господствуют пластическое
начало, динамический контраст масс (библиотека
Лауренциана во Флоренции, 1523-34). С 1546
руководил строительством собора св.
Петра, созданием ансамбля Капитолия в
Риме. Поэзия Микеланджело отличается
глубиной мысли и высоким трагизмом. *
* * МИКЕЛАНДЖЕЛО
Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475, Капрезе —
1564, Рим), итальянский скульптор,
живописец, архитектор, поэт, один из
ведущих мастеров Высокого Возрождения. Юность.
Годы учения Первоначальное
образование получил в латинской школе
во Флоренции. Учился живописи у
Гирландайо, скульптуре у Бертольдо ди
Джованни в основанной Лоренцо Медичи
художественной школе в Садах Медичи.
Копировал фрески Джотто и Мазаччо,
изучал скульптуру Донателло, а в 1494 в
Болонье познакомился с работами Якопо
делла Кверча. В доме Лоренцо, где
Микеланджело прожил два года, он
познакомился с философией
неоплатонизма, оказавшей в дальнейшем
сильное влияние на его миропонимание и
творчество. Тяготение к монументальной
укрупненности форм сказалось уже в
первых его работах — рельефах «Мадонна
у лестницы» (ок. 1491, Каза Буонарроти,
Флоренция) и «Битва кентавров» (ок. 1492,
там же). Первый
римский период (1496-1501) В
Риме Микеланджело продолжил начатое в
Садах Медичи изучение античной
скульптуры, ставшей одним из источников
его богатой пластики. К первому римскому
периоду относятся антикизированная
статуя Вакха (ок. 1496, Национальный музей,
Флоренция) и скульптурная группа «Пьета»
(ок. 1498-99), свидетельствующая о начале
творческой зрелости мастера. Флорентийский
период (1501-06). Статуя Давида Вернувшись
в 1501 во Флоренцию, Микеланджело получил
от правительства республики заказ на
создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-04,
Академия, Флоренция). Установленная на
главной площади Флоренции рядом с
ратушей Палаццо Веккио (ныне заменена
копией), она должна была стать символом
свободы республики. Микеланджело
изобразил Давида не в виде хрупкого
подростка, попирающего отрубленную
голову Голиафа, как это делали мастера 15
в., а как прекрасного, атлетически
сложенного гиганта в момент перед
сражением, полного уверенности и
грозной силы (современники называли ее
terribilita — устрашающая). Одновременно
в 1501-05 Микеланджело работал над другим
заказом правительства — картоном к
фреске «Битва при Кашине», которая
вместе с росписью Леонардо да Винчи «Битва
при Ангьяри» должна была украсить зал
Палаццо Веккио. Росписи не были
осуществлены, однако сохранилась
зарисовка картона Микеланджело,
предвещающая динамикой поз и жестов
росписи Сикстинского плафона. В
1505 папа Юлий II вызвал Микеланджело в Рим,
поручив ему работу над своим надгробием.
Проект Микеланджело предусматривал
создание, в отличие от традиционных для
Италии этого времени пристенных
надгробий, величественного, свободно
стоящего мавзолея, украшенного 40
статуями больше человеческого роста.
Быстрое охлаждение Юлия II к этому
замыслу и прекращение финансирования
работ вызвало ссору мастера с папой и
демонстративный отъезд Микеланджело во
Флоренцию в марте 1506. В Рим он вернулся
только в 1508, получив от Юлия II заказ на
роспись Сикстинской капеллы. Фрески
Сикстинского плафона (1508-12) — самый
грандиозный из осуществленных замыслов
Микеланджело. Отвергнув предложенный
ему проект с фигурами 12 апостолов в
боковых частях свода и с орнаментальным
заполнением его основной части,
Микеланджело разработал собственную
программу росписей, до сих пор
вызывающую различные толкования.
Роспись громадного свода,
перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м)
папскую капеллу, включает в себя 9
больших композиций в зеркале свода на
темы книги Бытия — от «Сотворения мира»
до «Всемирного потопа», 12 огромных фигур
сивилл и пророков в боковых поясах свода,
цикл «Предки Христа» в распалубках и
люнетах, 4 композиции в угловых парусах
на темы чудесного избавления иудейского
народа. Десятки величественных
персонажей, населяющих этот грандиозный
универсум, наделенные титаническим
обликом и колоссальной духовной
энергией, являют необыкновенное
богатство сложнейших, пронизанных
мощным движением жестов, поз,
контрапостов, ракурсов. После
смерти Юлия II (1513) Микеланджело снова
приступает к работе над его надгробием,
создает в 1513-16 три статуи — «Умирающий
раб», «Восставший раб» (оба в Лувре) и «Моисей».
Первоначальный проект, неоднократно
пересматривавшийся наследниками Юлия II,
не был осуществлен. Согласно шестому по
счету договору, заключенному с ними, в 1545
в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи
было установлено двухъярусное
пристенное надгробие, включившее «Моисея»
и 6 статуй, выполненных в начале 1540-х гг. в
мастерской Микеланджело. Четыре
незаконченные статуи «Рабов» (ок. 1520-36,
Академия, Флоренция), первоначально
предназначавшиеся для надгробия, дают
представление о творческом методе
Микеланджело. В отличие от современных
ему скульпторов он обрабатывал глыбу
мрамора не со всех сторон, а только с
одной, как бы извлекая фигуры из толщи
камня; в своих стихах он неоднократно
говорит о том, что скульптор лишь
высвобождает изначально скрытый в камне
образ. Представленные в напряженно-драматических
позах «Рабы» как бы и сами пытаются
вырваться из сковывающей их каменной
массы. В
1516 папа Лев X Медичи поручил
Микеланджело разработать проект фасада
церкви Сан-Лоренцо во Флоренции,
построенной в 15 в. Брунеллески.
Микеланджело хотел сделать фасад этой
приходской церкви рода Медичи «зеркалом
всей Италии», но работы были прекращены
из-за недостатка средств. В 1520 кардинал
Джулио Медичи, будущий папа Климент VII,
поручил Микеланджело превратить Новую
сакристию церкви Сан-Лоренцо в
грандиозную усыпальницу рода Медичи.
Работа над этим проектом, прерванная
восстанием против Медичи 1527-30 (Микеланджело
был одним из руководителей трехлетней
обороны осажденной Флоренции), не была
завершена к моменту отъезда
Микеланджело в Рим в 1534; выполненные им
статуи были установлены только в 1546. Капелла
Медичи — сложный архитектурно-скульптурный
ансамбль, образное содержание которого
породило различные толкования. Статуи
герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи,
сидящих в неглубоких нишах на фоне
архитектурной антикизированной
декорации и облаченных в доспехи
римских императоров, лишены портретного
сходства и, возможно, символизируют
Жизнь деятельную и Жизнь созерцательную.
С графически легкими очертаниями
саркофага контрастирует пластическая
мощь огромных статуй Дня и Ночи, Утра и
Вечера, лежащих на покатых крышках
саркофага в мучительно-неудобных позах,
как бы готовых соскользнуть с них.
Драматический пафос этих образов
Микеланджело выразил в четверостишии,
написанном им как бы от имени Ночи: Мне
сладко спать, а пуще — камнем быть, Когда
кругом позор и преступленье: Не
чувствовать, не видеть — облегченье. Умолкни
ж, друг, к чему меня будить? (Пер. А. Эфроса). Деталь
фигуры «Ночь» В
годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился
стиль Микеланджело-архитектора,
отличающийся повышенной пластичностью
и живописным богатством. Смело и
неожиданно решена лестница библиотеки
Лауренциана (проект ок. 1523-34, осуществлен
уже после отъезда Микеланджело в Рим).
Монументальная мраморная лестница,
почти целиком заполняя обширный
вестибюль, начинаясь прямо у порога
расположенного на втором этаже
читального зала, как бы вытекает из
дверного проема узким маршем крутых
ступеней и, стремительно расширяясь,
образуя три рукава, столь же круто
спускается вниз; динамический ритм
больших мраморных ступеней,
направленный навстречу поднимающимся в
зал, воспринимается как некая сила,
требующая преодоления. Переезд
Микеланджело в Рим в 1534 открывает
последний, драматический период его
творчества, совпавший с общим кризисом
флорентийско-римского Возрождения.
Микеланджело сближается с кружком
поэтессы Виттории Колонна идеи
религиозного обновления, волновавшие
участников этого кружка, наложили
глубокий отпечаток на его мировоззрение
этих лет. В колоссальной (17 х 13,3 м) фреске
«Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене
Сикстинской капеллы Микеланджело
отступает от традиционной иконографии,
изображая не момент свершения Суда,
когда праведники уже отделены от
грешников, а его начало: Христос
карающим жестом поднятой руки
обрушивает на наших глазах гибнущую
Вселенную. Если в Сикстинском плафоне
источником движения были титанические
человеческие фигуры, то теперь их
увлекает, словно вихрь, внешняя,
превосходящая их сила; персонажи
утрачивают свою красоту, их
титанические тела как бы вспухают
буграми мышц, нарушающими гармонию
линий; полные отчаяния движения и жесты
резки, дисгармоничны; увлекаемые общим
движением праведники неотличимы от
грешников. По
свидетельству Вазари, папа Павел IV в 1550-е
гг. собирался сбить фреску, но вместо
этого художнику Даниэле да Вольтерра
было поручено «одеть» святых или
прикрыть набедренными повязками их
наготу (эти записи были частично удалены
во время реставрации, закончившейся в
1993). Трагическим
пафосом проникнуты и последние
живописные работы Микеланджело —
фрески «Распятие апостола Петра» и «Падение
Савла» (1542-50, капелла Паолина, Ватикан). В
целом поздняя живопись Микеланджело
оказала определяющее влияние на
формирование маньеризма. Драматическая
сложность образного решения и
пластического языка отличает поздние
скульптурные работы Микеланджело: «Пьета
с Никодимом» (ок. 1547-55, собор Флоренции) и
«Пьета Ронданини» (неоконченная группа,
ок. 1555-64, Кастелло Сфорцеско). В
последний римский период написано
большинство из дошедших до нас почти 200
стихотворений Микеланджело,
отличающихся философской глубиной
мысли и напряженной выразительностью
языка. В
1546 Микеланджело был назначен главным
архитектором собора св. Петра,
строительство которого было начато
Браманте, успевшим возвести к моменту
смерти (1514) четыре гигантских столба и
арки средокрестия, а также частично один
из нефов. При его преемниках — Перуцци,
Рафаэле, Сангалло, частично отошедших от
плана Браманте, строительство почти не
продвинулось. Микеланджело вернулся к
центрическому плану Браманте,
одновременно укрупнив все формы и
членения, придав им пластическую мощь.
Микеланджело успел при жизни закончить
восточную часть собора и тамбур
огромного (42 м в диаметре) купола,
возведенного после его смерти Джакомо
делла Порта. Вторым
грандиозным архитектурным проектом
Микеланджело стал завершенный только в
17 в. ансамбль Капитолия. Он включает
перестроенный по проекту Микеланджело
средневековый дворец Сенаторов (ратушу),
увенчанный башенкой, и два
величественных дворца Консерваторов с
одинаковыми фасадами, объединенными
мощным ритмом пилястров. Установленная
в центре площади античная конная статуя
Марка Аврелия и широкая лестница,
спускающаяся к жилым кварталам города,
довершили это ансамбль, который связал
новый Рим с расположенными по другую
сторону Капитолийского холма
грандиозными руинами древнего Римского
форума. Несмотря
на неоднократные приглашения герцога
Козимо Медичи, Микеланджело отказывался
вернуться во Флоренцию. После его смерти
тело его было тайно вывезено из Рима и
торжественно погребено в усыпальнице
знаменитых флорентийцев — церкви Санта-Кроче. [ Главная ] |