ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | ХОЛЬБЕЙН | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ХОЛЬБЕЙН
(Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (1497 или
1498-1543), немецкий живописец и график.
Представитель Возрождения. Точным,
четким по характеристике портретам (живопись
и рисунок), картинам на религиозные темы,
гравюрам свойственны реализм, ясность и
величие искусства Ренессанса,
монументальная цельность композиции («Мертвый
Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35). *
* * ХОЛЬБЕЙН
(Гольбейн) (Holbein) Ханс Младший (ок. 1497-98,
Аугсбург — между 7 октября и 29 ноября 1543,
Лондон), немецкий художник, выдающийся
портретист и график, один из крупнейших
мастеров немецкого Возрождения. Канва
жизни Родился
в семье известного живописца Ханса
Хольбейна, называемого Старшим (около
1465-1524). В 1515-26 работал в Базеле, где
сблизился с местными учеными-гуманистами,
в том числе с Эразмом Роттердамским,
который рекомендовал его своему другу Т.
Мору, советнику английского короля
Генриха VIII, и в 1526 молодой художник
отправился в Лондон. В 1528 вернулся в
Базель. С 1532 он снова в Лондоне, где в 1536
стал придворным художником Генриха VIII. Графика В
работах Хольбейна-отца
позднеготическая традиция
соседствовала с пристальным вниманием к
натуре (остался ряд портретов его работы,
а также около 150 портретных рисунков);
любовь к скрупулезной работе с натуры он
привил и сыну, будучи его учителем.
Большое значение для обоих имел и опыт
нового нидерландского искусства с его
поэтическим натурализмом. Хольбейн-сын
был весьма разносторонним мастером — он
создавал алтарные картины, декоративные
росписи, делал эскизы для витражей и
ювелирных изделий. Но самым
значительным, наряду с портретами и
алтарными образами, произведением его
первого, базельского, периода стала
серия рисунков «Пляска смерти» (около
1525). Являясь в виде ожившего скелета к
представителям разных сословий, смерть
предстает здесь — в духе философии
гуманизма — как праведный судия, всем
воздающий по заслугам; в серии
преобладает не зловещий гротеск, но
чувство естественного круговращения
жизни, чему способствует и тончайшее
мастерство, в равной мере чуткое и к
острой детали, и к общему ритму,
неодолимо-закономерному, как сама
Природа, принявшая обличье Смерти. Среди
лучших работ Хольбейна-рисовальщика —
серия иллюстраций к Библии (1528-32; обе
серии, переведенные в гравюру на дереве
Х. Лютцельбургером, были изданы в 1538 в
Лионе). Алтарные
композиции и портреты К
шедеврам искусства Возрождения
принадлежат также лучшие алтарные
картины Хольбейна Младшего — «Христос в
гробовой нише» (или так называемый «Мертвый
Христос»,1521, Публичное художественное
собрание, Базель) и «Мадонна бургомистра
Майера» (1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт).
В первой, где всецело доминирует мотив
смертного оцепенения и загробного мрака,
поражает идея всевластия Природы,
вовлекшей в свой круговорот даже
Богочеловека (картина произвела шоковое
впечатление на Ф. М. Достоевского,
засвидетельствованное в его романе «Идиот»).
Вторая, напротив, празднична и мажорна,
ясным, умиротворенным строем своим
сближается с алтарной живописью
итальянского Ренессанса. Но
все же в историю мирового искусства
Хольбейн Младший вошел в первую очередь
как гениальный портретист [«Эразм
Роттердамский» (1523, Лувр; другой вариант
— 1528-32, Публичное художественное
собрание, Базель), «Никлас Кратцер» (1528,
Лувр), «Семья художника» (1528-29, Публичное
художественное собрание, Базель), «Георг
Гисе» (1532, Картинная галерея, Берлин-Далем),
«Французские послы Жан де Дентвилль и
Жорж де Сельв» (1533, Национальная галерея,
Лондон), «Шарль де Солье, сир де Моретт»
(1535, Картинная галерея, Дрезден), «Королева
Джейн Сеймур» (1536, Художественно-исторический
музей, Вена), «Генрих VIII» (1539-40,
Национальная галерея, Рим)]. [ Главная ] |