ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | БРАМАНТЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Браманте
(собственно Донато Лаццари) — известный
итальянский архитектор и превосходный
художник живописец, род. 1444 г. в Монте-Асдроальдо
в герцогстве Урбино. Свою
художественную деятельность Б. начал в
Милане, где жил в 1486 — 99 гг.; он был
учеником фра Карнавале. Б. следует
признать одним из самых выдающихся
художников Ломбарды до появления школы
Леонарда да Винчи. Но
вскоре успехи Б. в области архитектуры
затмили его славу живописца. С 1476 г. он
построил в Милане хоры церкви С-та-Мария
делла Грацие, церковь С-та-Мария прессо
Сан-Сатиро и др. здания; во всех этих
постройках заметно возвращение к
античной архитектуре, но без рабского
подражания ей; напротив, все постройки Б.
проникнуты живым, свободным духом
художника, сумевшего сочетать античные
формы в архитектуре с замечательным
изяществом. После падения Людовика
Сфорцы, Б. отправился в Рим, где ему
оказывали покровительство папы
Адександр VI и Юлий II. В Рим Б. вращался в
кружке знаменитейших художников того
времени, между прочим Микель Анджедо и
Рафаэля, из которых первый относился к
нему враждебно, а второму Б. оказывал
особенное покровительство.
Первым большим архитектурным
предприятием Б. было порученное ему
папой Юлием II соединение ватиканского
дворца с садами Бельведера и
образование из них одного грандиозного
целого; но сооружения, возведенные с
этой целью Б., впоследствии подверглись
многочисленным перестройкам.
Вторым предприятием Б. было сооружение
храма св. Петра, основание которому было
положено в 1506 г. Этой грандиозной
постройки Б. кончить не удалось; он умер
в 1614 г., когда только начаты были
постройкой отдельные части собора, а его
преемники многократно отступали
впоследствии от первоначальной идеи,
которая руководила Б. при составлении
плана величественного храма св. Петра.
Из других построек Б. в Риме наиболее
замечательны: здание папской канцелярии
и дворец Жиро (ныне Торлониа). Б. был
величайшим архитектором своего времени,
в постройках которого стиль Возрождения
достиг высшей степени своего
совершенства. Ср.
Пунджильоне,
«Memorie intorno alla vita ed alle opere di В.»
(Рим,
1836); «I capi d'arte di В.»
(Милан, 1870). [ Главная
] |