ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
(Pico
della Mirandola) Джованни (1463-94), итальянский
мыслитель эпохи Возрождения,
представитель раннего гуманизма. «900
тезисов» Пико делла Мирандола (введение
к ним — «Речь о достоинстве человека»), в
которых он стремился к всеобщему «примирению
философов» (все религиозные и
философские школы — частные проявления
единой истины), были осуждены папской
курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок
Лоренцо Медичи и флорентийских
неоплатоников (Фичино); испытал
воздействие Савонаролы. *
* * ПИКО
ДЕЛЛА МИРАНДОЛА (Pico della Mirandola) Джованни (2
февраля 1463, Мирандола, — 17 ноября 1494,
Флоренция), итальянский философ и
гуманист эпохи Возрождения.
Современники называли Пико «божественным»,
видели в нем воплощение высоких
устремлений гуманистической культуры.
Его личность и его труды были известны
всей образованной Европе. Умерший в
молодом возрасте, Пико прославился
княжеской щедростью, счастливой
наружностью, но всего более —
необыкновенным разнообразием
способностей, интересов, познаний. Происхождение
и образование Пико
происходил из семьи графов Мирандола и
сеньоров Конкордии, родственными узами
был связан со многими владетельными
домами Италии. Четырнадцати лет
поступил в Болонский университет, затем
учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и
Париже (1485-86), осваивая право, древнюю
словесность, философию, богословие. Он
изучал новые и древние языки (помимо
латинского и греческого, также
еврейский, арабский, халдейский),
стремясь охватить все самое важное и
сокровенное из того, что накоплено
духовным опытом разных времен и народов. Творческий
путь Пико
довольно рано сблизился с М. Фичино, А.
Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми
другими участниками флорентийской
Платоновской академии, дух и среда
которой оказались весьма благотворны
для его творческих планов и религиозно-философских
устремлений. В 1486 он составил «Комментарий
к канцоне о любви Джироламо Бенивьени» (изд.
1519) и «900 тезисов по диалектике, морали,
физике, математике для публичного
обсуждения», лелея планы защищать их на
философском диспуте в Риме в
присутствии всех знаменитых ученых
Италии и Европы. Диспут, намеченный на
1487, должен был открыться «Речью» (изд.
1496), напоминающей скорее манифест, чем
вступительное слово, и посвященной двум
главным темам: особому предназначению
человека в мироздании и исходному
внутреннему единству всех положений
человеческой мысли. Папа Иннокентий VIII,
смущенный не только смелостью
рассуждений, «выраженных новыми и
необычными словами», о магии, кабале,
свободе воли и иных сомнительных
предметах, но и юным возрастом философа (ему
было тогда 23 года), назначил для проверки
«Тезисов» специальную комиссию, которая
осудила часть положений, выдвинутых
Пико. Наскоро составленная им «Апология»
(1487) привела к осуждению всех «Тезисов».
Перед угрозой преследования со стороны
инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но
там был схвачен и заточен в Венсеннский
замок. Его спасло заступничество
высоких покровителей и прежде всего
Лоренцо Медичи, фактического правителя
Флоренции, где Пико и провел последние
свои годы. В 1489 он закончил и издал
трактат «Гептапл, или о семи подходах к
толкованию шести дней творения», в
котором, применяя тонкую герменевтику,
исследовал сокровенный смысл книги «Бытия».
В 1492 был написан небольшой трактат «О
сущем и едином» (изд. 1496) —
самостоятельная часть программного
труда, который имел целью согласовать
учения Платона и Аристотеля, но так и не
был осуществлен. Не был осуществлен и
другой замысел Пико — обещанное «Поэтическое
богословие». Незадолго до смерти, он
завершил «Рассуждения против
прорицающей астрологии» (изд. 1496).
Похоронен Пико в доминиканском
монастыре Св. Марка, настоятелем
которого был набожный и аскетичный
Джироламо Савонарола, тесно общавшийся
с философом-гуманистом в конце его жизни. Учение Философская
антропология Пико обосновывает
достоинства и свободу человека, как
полновластного творца собственного «я».
Вбирая в себя все, человек способен
стать чем угодно, он всегда есть
результат собственных усилий; сохраняя
возможность нового выбора, он никогда не
может быть исчерпан никакой формой
своего наличного бытия в мире. Согласно
Пико, мудрость, совечная Творцу, не
связана никакими ограничениями и
свободно перетекает из учения в учение,
избирая для своей манифестации форму,
соответствующую обстоятельствам.
Разные мыслители, школы, традиции,
обычно противопоставляемые как
взаимоисключающие, оказываются у Пико
взаимосвязанными и зависящими друг от
друга, обнаруживают глубокое внутреннее
родство, а весь универсум знаний
строится на соответствиях, явных или
скрытых, то есть исполненных
сокровенного смысла, постичь который
доступно посвященному. [ Главная ] |