Дом
Медичи был одним из самых известных и
уважаемых в Италии. Возможно, потому, что
Медичи тесно связаны с городом, ставшим
символом Италии эпохи Возрождения.
Потому как для многих Италия того
времени - это прежде всего Флоренция –
самый блистательный город самой
блистательной эпохи полуострова.
История
Флоренции неразрывно связана с
историей семейства Медичи. Повсюду
в городе можно увидеть герб этого
рода - щит с изображенными на нем
шестью шарами. Легенда гласит, что
эти шары - капли крови ужасного
великана, который некогда угрожал
Флоренции и с которым прародитель
рода Медичи сражался, подобно тому,
как Давид сражался с Голиафом.
Впрочем, существует и другое
толкование этого герба. Само слово
"Медичи", как нетрудно
догадаться, означает "медик",
то есть лекарь. И правители
Флоренции, видимо, вышли из этого
почтенного сословия. А в те времена
эмблемой аптекаря или врача был не
крест, как в наше время, а
выставленный в витрине шар.
Первым
Медичи, который стал фактическим
властителем Флоренции, был Козимо
Старший, глава процветающего
банковского дома. Правда, в начале
своей политической карьеры он
столкнулся с серьезными
неприятностями. Его противники
схватили и хотели даже казнить, но
он благополучно откупился, бежал из
города, а затем вернулся и подчинил
Флоренцию своей власти. Причем
формально занимал положение
рядового гражданина, но в
правительстве находились угодные
ему лица. Его реальная власть
основывалась на том, что он оказался
самым богатым человеком в Европе; в
его должниках числились не только
римские папы, короли Англии и
Франции и многие титулованные особы,
но даже такое могущественное
государство, как Венеция. Богатства
Медичи стремительно увеличивались:
в 1440 г. они составляли 235 000 флоринов,
а к концу жизни - около 400 000.
При
все своем богатстве Козимо Старший
отличался редкостным благоразумием.
Он не раз говаривал, что "зависть -
трава опаснейшая, которую следует
иссушать, а не орошать. И потому он
отверг проект роскошного дворца,
который был ему предложен
архитектором Филиппо Брунеллески.
Дворец показался ему слишком
большим и вызывающим. Он
удовольствовался гораздо более
скромным и мрачным зданием, хотя
тоже не маленьким, и, как говорили,
вел аскетическую жизнь. Зато за
проект Брунеллески ухватился
основной противник Медичи - Лука
Питти. Ему не была свойственна
осмотрительность Козимо, и он,
напротив, хотел поразить всех
роскошью, а заодно унизить Медичи.
Так, он потребовал, чтобы в новом его
дворце окна были такого же размера,
как двери во дворце Медичи, а двор
таким, чтобы резиденция Козимо
поместилась туда целиком. Но на
строительстве этого здания Питти
разорился, а сам дворец, по иронии
судьбы, перешел через сотню лет к
другому представителю семейства
Медичи - тоже Козимо, герцогу
Тосканскому.
Следующим
прославленным Медичи стал внук
Козимо Старшего - Лоренцо
Великолепный. Лоренцо, в отличие от
деда, не слишком занимался
банковскими делами дома Медичи.
Зато он устроил во Флоренции
непрекращающийся праздник. В городе
постоянно происходили шествия и
праздники, здесь процветали
скульпторы, живописцы, философы и
поэты. Естественно, были и те, кто не
одобрял Медичи. Чему свидетельство -
заговор Пацци в 1478 г. Поначалу
заговорщики собирались отравить
Лоренцо и его брата Джулиано. Но
Джулиано неожиданно заболел и
несколько дней подряд не выходил к
обеду. Тогда, не мудрствуя лукаво,
враги решили просто-напросто
заколоть братьев на пасхальной
мессе в кафедральном соборе.
Джулиано и вправду закололи, а вот
Лоренцо сторонники спасли, оттеснив
в ближайшую капеллу и отбившись от
заговорщиков мечами. Неудавшихся
убийц толпа растерзала тут же на
площади, что свидетельствует о
пылкой любви жителей Флоренции к
своему повелителю Лоренцо
Великолепному. Но любовь эта, как и
всякая чрезмерно пылкая любовь,
оказалась недолговечной. Незадолго
до смерти Лоренцо Флоренция нашла
себе совсем другого кумира. Она
пресытилась роскошью и блудом с
Лоренцо, ей захотелось поста,
молитвы, духовности, в общем,
спасения. И это спасение было
обещано ей настоятелем монастыря
Святого Марка - Джироламо
Савонаролой. Савонарола повелел
бороться с роскошью, уничтожать
произведения искусства, бичевать
себя, и некоторое время Флоренция
была ему покорна. Но тоже недолго.
Самобичевание, слежка за соседями и
пост пять раз в неделю быстро ей
надоели. И потому, когда Савонарола
выступил против Папы Александра
Борджи, а папа в свою очередь
отлучил Савонароллу от церкви,
Флоренция не противилась его аресту
и казни. После смерти Савонаролы в
1498 г. в городе произошло множество
не слишком приятных событий - войны,
болезни, пожары. На протяжении
многих лет Медичи пытались вернуть
себе власть, а флорентийцы
противились этому.
Но
вот, наконец, город почувствовал
твердую руку. В 1537 г. официальным
правителем города стал Великий
герцог Тосканский Козимо I Медичи. (Кстати,
Козимо Старшего, о котором мы
говорили, называют не первым, а
Старшим, именно потому, что его
власть была неофициальной). Козимо
Первый ценил порядок, а город,
измученный разными беспорядками,
против этого не возражал. Флоренция,
утомленная своим бурным прошлым,
вступила, наконец, в солидный брак.
Козимо I не отличался скромностью
своего тезки и предшественника
Козимо Старшего. Он быстро
перебрался из дворца Медичи в
палаццо Синьории, и всем сразу стало
ясно, кто здесь главный. Но и палаццо
Синьории не показался герцогу
соответствующим его титулу. Еще
немного подумав, он купил тот самый
палаццо Питти, который дерзновенный
Лука Питти хотел выстроить назло
семейству Медичи. Поскольку Козимо I
не отличался демократичностью, а
ему по самым разным делам часто
приходилось посещать дворец
Синьории, он выстроил себе
отдельный проход, чтобы не
смешиваться с чернью. Коридор
Медичи начинается в здании Уффици
на площади Синьории и идет над
мостом Понте-Веккьо. Кстати, именно
из-за Козимо I Понте-Веккьо до сих
пор заставлен ювелирными лавками.
До того как герцог стал ходить туда-сюда
над мостом, здесь торговали мясники.
Но запах тухлого мяса и мухи так
раздражали властителя Флоренции,
что он велел мясников изгнать и
призвать золотых дел мастеров. Так
они здесь и прижились.
Заканчивается
же потайной коридор Медичи в гроте в
палаццо Питти. Палаццо Питти Козимо
I вполне устраивал и по размерам, и
потому, что за ним располагались
прекрасные сады. А герцог Козимо I и
его супруга Элеонора Толедская
очень интересовались всяческими
свойствами растений. Ведь из
растений можно было составлять
многие яды и противоядия. Но садов
за палаццо Питти было недостаточно.
И потому Козимо I конфисковал у
монастыря Святого Марка его земли и
устроил там опытную делянку. Здесь
высаживали лекарственные травы и
цветы, из которых делали
ароматические эссенции.
А ведь именно монастырь Святого
Марка был оплотом Савонаролы во
Флоренции. Таким образом герцог
Козимо I разобрался со всеми врагами
своего семейства. Но он был
последним из великих Медичи,
правивших Флоренцией. Его потомки
были гораздо менее значительны, чем
он, и после его смерти Флоренция
постепенно превратилась во
второстепенное государство.