|
Николай
Кузанский (Nicolaus
Chryppfs Cusanus, 1401 — 1464) — величайший из
немецких гуманистов первого поколения,
богослов. философ, математик и церковно-общественный
деятель, родом из лотарингской деревни
Кус (Cues), откуда и его прозвание. Сын
рыбного торговца: в первой юности бежал
от принудительных занятий отцовскою
профессиею н, под покровительством
одного местного вельможи, поступил в
школу «духовных братьев общей жизни» в
Девентере, а потом в падуанский
университет, где в 1424 году получил
докторскую степень по каноническому
праву; вступил в монашеский орден
августинцев и получил священство и
место декана в Кобленце. Призванный, в
качестве ученого богослова, на
базельский собор, он подружился с
папским легатом гуманистом Юлианом
Чезарини и выступил сторонником
церковных реформ без нарушения законных
прав центральной власти. В этом духе
написана им книга: «De coucordantia catholica».
Первоосновою церкви на земле Н. признает
не иерархию, а таинства, как
самостоятельный божественный элемент
духовной жизни. Отстаивая значение «престола
Св. Петра», как средоточия или «души»
вселенской церкви, он отрицает, однако,
верховную власть пап над государством и
раньше Лаврентии Валлы доказывает
апокрифичность «Константинова дара». В
1436 г. Н. издал проект исправленного
времясчисления, на тех основаниях,
которые в конце следующего века были
приняты для григорианcкого календаря.
Когда большинство базельского собора
открыто выступило против папы Евгения IV,
Н., вместе с меньшинством, уехал в Рим,
откуда, как знаток греческого языка, был
послан в Константинополь, для
переговоров с тамошними властями об
унии. После участия во. флорентийском
соборе Н. вернулся в Германию
настоятелем монастыря в Майнфельде и
визитатором прирейнских и
примозельских монастырей, в которые он
ввел необходимый реформы. В это время он
издал большое философское сочинено: «De
docta ignorantia» и несколько трактатов разного
содержания. Возведенный в кардиналы-пресвитеры
римской церкви (1448) и назначенный затем
епископом бриксенским (в Тироле), Н.
получил миссию преобразовать все
германские монастыри. В 1454 г., под
впечатлением взятия Константинополя
турками, он издал сочинение: «De расе sive
coucordantia fidei», где указывал на единство
истинной основы во всех религиях и на
возможность христианского соглашения
со всеми народами, а вслед затем в соч.: «De
cribratione Alchorani», очень замечательном для
тогдашнего времени, старался указать на
тесную связь мусульманства с
христианством. Последние годы жизни Н.
провел в Италии. За год, до смерти он
издал главное свое философское
сочинение: «Devinalione Sapientiae». Ум. в г. Тоди. В
сочинении о вращении земли он на 100 лет
предварил Коперника. Его же должно
считать родоначальником
математического учения о бесконечном,
которое он связывал с философским своим
принципом «совпадения противоположных».
Он первый стал рассматривать круг как
многоугольник с бесконечным числом
бесконечно-малых сторон. По словам
Джордано Бруно, «божественный Кузанец
открыл величайшие таинства геометрии».
В философии Н. примыкает к платонизму по
содержанию и предваряет гегельянство со
стороны формального принципа. Он
исходит из мысли о тождестве бесконечно-великого
и бесконечно-малого, или абсолютной
полноты и абсолютной простоты бытия. В
Божестве все есть одно, но единство
всего логически предполагает
различение. Прежде всего различаются
возможность и действительность всего,
но в бесконечном они совпадают. Отсюда
три момента (абсолютная мощь, абсолютное
действие и их единство), представляющие
самое отвлеченное основание для истины
св. Троицы, которой, впрочем, Н. дает и
более конкретные выражения. Как начало
всего возможного, Божество творит и
всякое частное, ограниченное бытие, но
так, чтобы его ограниченность могла
упраздняться его соединением с
противоположным, в чем и заключается
внутренняя причастность всякого бытия
Богу. Противоположность между духовным
и материальным бытием упраздняется их
соединением в человеке, но и человек по
отношению к бесконечному Божеству есть
бытие ограниченное — и эта их
противоположность упраздняется в
богочеловеке Христе, который и есть
полное и окончательное откровение
абсолютной истины. При большой
философской смелости отдельных мыслей и
взглядов, писания Н. проникнуты глубоким
христианско-мистическим духом.
Сочинения Н. были изданы в Париже (1514) и в
Базеле (1565). Немецкий перевод важнейших
из них изд. Шарпф (1862). Из последователей
Н. более известны Жак Ле-Февр д’Этапль (Jacobus
Faber Stapulensis), преподававший философию Н. в
Сорбонне, в конце XV и нач. XVI в., и его
ученик Шарль Булье (Саrolus Bovillus, 1470 — 1553).
Под большим влиянием Н. находились
Джордано Бруно и Лейбниц. См.
F. A. Scharptf, «Der Cardinal Nicolaus v. Cusa» (1843); его
же,
«Der Card. N. v. C. als Reformator etc.» (1871); Fr. J. Clemens, «Giordano
Bruno u. N. v. C» (1846); R. Zimmermann, «Der Card. N. v. C. als
Vorganger Leibnizen's» (1852).
[ Главная ]
|