ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разделы |
| Главная | НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
C. Соловьёв "Николай Кузанский" НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus
Cusanus) (Николай Кребс, Krebs) (1401-64), философ,
теолог, ученый, церковно-политический
деятель. Ближайший советник папы Пия II,
кардинал (1448). Исходя из идей
неоплатонической диалектики и немецкой
мистики (Экхарт), развил учение об
абсолюте как совпадении
противоположностей (тождество
бесконечного «максимума» и
бесконечного «минимума»). Человеческое
знание есть «знание незнания» («ученое
незнание»); будучи бесконечным
приближением к истине, заключенной в
абсолюте, оно осуществляется с помощью «догадок»,
или «предположений». Автор
математических трактатов, один из
предшественников космологии Коперника (Земля,
как и любое другое тело, не может быть
центром Вселенной) и опытного
естествознания. *
* * НИКОЛАЙ
КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (наст. имя и фам.
Николай Кребс, Krebs) (1401, селение Куза-на-Мозеле,
близ Трира — 11 августа 1464, Тоди, Умбрия,
Италия), философ, богослов и ученый
раннего Возрождения; церковный деятель. Жизнь
и труды Родился
в семье виноградаря и рыбака. О детстве
Николая Кузанского достоверных
сведений мало. Убежав из родного дома,
нашел прибежище у графа Теодориха фон
Мандершайда, который, став его
покровителем, отдал жаждущего знаний
подростка в школу в Девентере (Нидерланды).
Здесь юный Николай изучал теологию,
философию, латинский и греческий языки.
Учился в Гейдельбергском, Падуанском,
Кельнском университетах, где
познакомился с античной философией,
углубил свои знания по средневековой
философии и приобрел основательные
знания по естествознанию, математике,
медицине, астрономии и географии. В
1423 стал доктором канонического права. В
1426, приняв сан священника, поступил
секретарем к папскому легату в Германии,
кардиналу Орсини. Стал священником,
потом настоятелем церкви в Кобленце. В
1433 участвовал в Базельском соборе.
Поступил на службу в папскую курию и
совершил поездку в Византию для
переговоров об объединении с
Православной церковью. Во время поездки
познакомился с неоплатоником Плифоном.
Был близок с итальянскими гуманистами
Лоренцо Валлой, Поджо Браччолини и
другими. В
1440 выходит его первая и самая известная
философская книга «Об ученом незнании».
В 1442-45 Николай Кузанский пишет небольшие
сочинения: «О сокрытом боге», «Об
искании бога», «О даре Отца светов», «О
становлении». В
1448 получает сан кардинала. В 1450 —
епископ Бриксена (Тироль) и одновременно
папский легат в Германии. В этом же году
был опубликован цикл «Книги простеца»: «Простец
о мудрости», «Простец об уме», «Простец
об опытах с весами». В 1458 возвращается в
Рим, став генеральным викарием. В
последние годы жизни написал следующие
труды: «О берилле», «О не ином», «Об охоте
за мудростью», «Об игре в шар», «О
видении бога» и другие. Умер в Италии. Основные
идеи философии Основными
источниками философии Николая
Кузанского были неоплатонизм,
номинализм (оккамизм), аверроизм,
философия Фомы Аквинского, а также
мистические учения средневековья. Главные
проблемы его философии — отношение Бога
к миру, место и роль человека в мире, а
также природа познания. Николай
Кузанский сблизил бесконечного Бога и
конечный мир, преодолевая присущий
теизму разрыв между творцом и его
творением и фактически принимая позицию
пантеизма. Бог — «абсолютный» или «бесконечный
максимум», актуальная бесконечность,
мир — проявление Бога, «ограниченный
максимум», «абсолютный минимум» или
потенциальная бесконечность. Бог,
вмещая в себя все сущее, присутствует в
любой, самой ничтожной вещи. Согласно
Николаю Кузанскому, Бог есть
одновременно центр и окружность, он
пребывает везде и нигде. Мир также имеет
свой центр повсюду и нигде. Философ,
выдвинув в качестве основного принципа
своей философии положение о «совпадении
противоположностей», поставил под
сомнение незыблемость закона
непротиворечия, установленного
Аристотелем, и тем самым расшатал устои
средневековой схоластики. Вместо
монотеистического принципа творения из
ничего он выдвинул принцип ограничения
«абсолютного максимума», в силу чего
возникает неисчерпаемое многообразие
единичных вещей. Иной конкретизацией
той же мысли Николая Кузанского,
восходящей к неоплатонической идее
эманации, был принцип развертывания
Бога в мир и свертывания мира в лоно
божественного абсолюта. Николай
Кузанский возродил античный взгляд на
человека как на микрокосм, подобный
макрокосму. Человек – существо,
соединяющее в себе божественное и
земное. Особенно
примечательны гносеологические
принципы Николая Кузанского, которые
предвосхитили многие идеи немецкой
классической философии. Познание
осуществляется, по Николаю Кузанскому,
благодаря взаимодействию чувств,
воображения, рассудка и разума.
Чувственное познание, которым обладают
и животные, является ограниченной
способностью ума. Рассудок, опираясь на
материал, поставленный чувствами,
образует общие, абстрактные понятия. Он
самоуверенно и догматически исходит из
нерушимости своих установлений. На
самой высокой ступени познания
расположен разум, который, мысля во всем
сущем совпадение противоположностей,
преодолевает ограниченность
чувственного познания и рассудка.
Николай Кузанский диалектично подходил
к истине, видя ее неотделимо связанной с
заблуждениями. Разум, пребывающий в
состоянии «ученого незнания» и
противостоящий гордыне рассудка,
бесконечно приближается к истине.
Центральный герой ряда его диалогов, «простец»,
противостоящий схоластической «учености»,
выступал у Николая Кузанского как
персонификация разума. Николай
Кузанский — ученый Николай
Кузанский был видным математиком своего
времени. Он внес значительный вклад в
развитие математики, в частности, в
решение вопроса о квадратуре круга, в
исчисление бесконечно малых. Николай
Кузанский подчеркивал методологическое
значение математики для познания
природы и исходил из необходимости
активного использования количественных
характеристик (счета, измерения и
взвешивания) в науке, выступая тем самым
предтечей экспериментального
естествознания Нового времени. При
решении сложных теологических и
философских вопросов он использовал
математические аналогии. Он
плодотворно занимался астрономией,
его идеи подготовили учение Джордано
Бруно о бесконечности Вселенной, о
существовании множества обитаемых
миров. Николай Кузанский отказался от
устоев средневекового мировоззрения,
согласно которому мироздание конечно в
пространстве и Земля является его
центром. Он предложил реформу
юлианского календаря, которая была
осуществлена только через полтора века,
и составил одну из первых
географических карт Центральной и
Восточной Европы. |